Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS | Вторник, 19.03.2024, 15:17 |
Сайт учителя математики Зыриной Наталии Леонидовны | |
|
Моя педагогическая концепция
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении математики Истинное знание — знание причин. Г.Галилей В своей деятельности я придерживаюсь педагогической концепции, содержание которой созвучно словам Галилея : « Здесь скрыты столь глубокие тайны и столь возвышенные мысли, что, несмотря на старание сотен остроумнейших мыслителей, трудившихся в течение тысяч лет, еще не удалось проникнуть в них, и радость творческих исканий все еще продолжает существовать». Действительно, во все времена образование было направлено на развитие человека. Учитель — это проводник человека в мир знаний. Насколько хорош будет проводник, настолько далеко пойдёт ребёнок за ним. Учителя – люди ищущие. Они всегда в поиске истины, в поиске путей улучшения методов и средств обучения. Цель моей методической системы - сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Для этого в моей работе особое место я отвожу – организации проектной и исследовательской деятельности с учащимися как средству компетентностного подхода при обучении математике. Задачи инновационной деятельности: • помочь учащимся в создании целостной картины мира в процессе изучения математики; • развивать творческую инициативу ученика, • воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность. Задачи исследовательской деятельности Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы. Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими. Актуальность опыта состоит в том, чтобы создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе. Обоснованность выбора темы.Эта тема мною выбрана не случайно. Используя на уроках и во внеурочной работе проектную и исследовательскую деятельность у меня не раз возникал вопрос : а зачем это нужно? Ведь это огромный труд учителя, требующий колоссальных затрат времени, которые уходят на дополнительные консультации учащихся, на поиск и систематизацию информации. Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей...» Общеобразовательная школа должна формировать ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей. Основные идеи компетентностного подхода были отражены в исследованиях российских психологов В.В. Давыдова, П. Я. Гальперина, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской. Исследования многих педагогов и дидактов (А. JI. Андреев, В.А. Болотов, Г. К. Селевко, Г. К. Степанова, Б. Д. Эльконин и др.) посвящены проблемам становления и внедрения компетентностного подхода в практику обучения. Новизна опыта заключается в широком использовании в педагогической практике навыков исследовательской деятельности как фактора развития творческой активности учащихся. Инновационные технологии реализации компетентностного подхода при обучении математике опираются на деятельностные и личностно-ориентированные технологии обучения проектной и исследовательской деятельности учащихся . ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ, ЦЕННЕЕ, ЧЕМ САМО ЗНАНИЕ. Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания. Позволяет отвечать на вопросы, которые ему интересны именно в данный момент, которые он сам себе задал, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать проектно-исследовательскую деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Проектное обучение прописалось и на уроках математики. Этот формат подразумевает организацию учебного процесса в виде решения учебных задач на основе самостоятельного сбора и интерпретации информации, аргументирования позиции и самопроверки, а в конце – презентации получившегося интеллектуального продукта. Ученики самостоятельно учатся выбирать и разрабатывать тему будущего проекта, составлять план подготовки, организовывать группы и распределять внутри них роли, определять сроки выполнения проекта, искать и находить источники информации и необходимые материалы для воплощения проекта в жизнь, а также приобретают навыки публичных выступлений. Конечный результат может быть представлен в виде иллюстрированного доклада, интерактивной деловой или ролевой игры с залом или классом, конференции и даже экскурсии. От педагога требуется, в первую очередь, формирование среды, которая мотивирует детей проводить самостоятельные исследования. Примерными темами для таких проектов могут быть зарождение математики и алгебры, история появления дробных или отрицательных чисел, история известных математических открытий и биографии великих ученых и так далее. Я придерживаюсь позиции , что роль учителя - быть не над учеником, а рядом с учеником. Не зря великий педагог Ян Амос Коменский говорил: « Что обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое». На мой взгляд, в каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Моя задача эту страсть направлять в творческое и научное русло. Главное, чтобы каждый мой ученик понимал основной тезис проектной работы. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» . Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение. Результаты деятельности учителя – это успехи его учеников. Систематическое использование ресурсов Интернет, изучение и апробация опыта коллег со всей России, позволили мне по-новому взглянуть на оформление разработок к урокам, содержанию и наполнению уроков. Учитель не должен стоять на месте, а должен развиваться, принимать участие в конкурсах, чтобы не только проявить себя, но и узнать что-то новое! Изложив основные принципы своей работы, хочу отметить следующее. Проектная и исследовательская деятельность очень многогранна, интересна и с большим потенциалом возможностей. А все гениальное как всегда просто! Вспомним слова А.Эйнштейна «Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку». И учитель в первую очередь должен стараться создать атмосферу, сопутствующей поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной. «То, что мы знаем, - ограничено, а то, что не знаем, - бесконечно».
|
|