На уроке математики в дальнем ауле присутствует комиссия из Москвы. Учитель говорит, что для сложения дробей нужно сложить их числители и результат записать в числитель, потом сложить знаменатели и результат записать в знаменатель. Комиссия тихо съезжает под парты, едва сдерживая смех, а на перемене объясняет учителю, как надо складывать дроби. Учитель говорит: «Это мы сейчас же исправим, у меня как раз следующий урок в том же классе». «Дети, — начинает учитель, — тут приехала комиссия из Москвы, так в Москве теперь дроби складывают по-другому …» (Рассказал Фирсов В.В.) Исследования психологов показывают, что в массовой аудитории не все слушатели точно понимают лектора. Если лектор сказал: «Это белое, а не черное», то после лекции около 10 процентов слушателей считают, что лектор сказал обратное: «Это черное, а не белое». Давным-давно мой старый знакомый Кравцов К.Г. обучал в школе рабочей молодежи (ШРМ) солдат из Средней Азии. Они не имели достаточного образования для службы даже в строительном батальоне, поэтому руководство части определило их в ШРМ. Как-то Константин Георгиевич попросил солдатика, стоящего у доски, написать «два в квадрате». И тот написал цифру 2 внутри квадрата. Я рассказал эту историю своим шестиклассникам, а на другой день вспомнил про нее, и попросил ученика, стоящего у доски, написать «два в кубе». Он написал цифру 2 внутри куба. Вторая аналогичная история произошла в январе 2003 года. Прежде, чем показать учащимся 8 А класса доказательство теоремы о свойстве биссектрисы, я рассказал им «доказательство», принадлежащее американской школьнице. Его привел в одной из своих книг Дж. Пойа. До рассказа я предупредил, а после рассказа повторил еще раз, что «доказательство» неверное, и ребята объяснили мне, почему оно неверно. Американская школьница «доказала» теорему так: в равенстве AD:DB = AC:CB, записанном в виде равенства дробей, она сократила буквы D и C, получив, как она считала, равные дроби. Мы посмеялись, а на следующем уроке мой ученик вполне серьезно повторил «доказательство» американской школьницы с одной лишь разницей: вместо буквы D у него была буква L. После урока я спросил, внимательно ли он слушал мое объяснение на прошлом уроке. Да, — ответил он, — но я понял, что у девочки было более простое доказательство. А ведь психологи предупреждали! (Рассказал Шевкин А.В.)
|